Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Мнения экспертов

Автотранспорт как предмет научного исследования Виктора Благинина

В аспирантуру на кафедру региональной, муниципальной экономики и управления Виктор Благинин поступил после специалитета УрГЭУ «Национальная экономика» в 2015 году. Вскоре стал ассистентом кафедры РМЭиУ, читает лекции студентам и ведет практические занятия. Также он директор Центра наукометрии и рейтинговых исследований УрГЭУ. Сегодня Виктор Андреевич выпускник аспирантуры. Накануне торжественного вручения диплома об окончании аспирантуры беседуем о его научной деятельности.

Виктор Андреевич, как родилась тема вашей диссертации?

– По окончании специалитета я защищал диплом: «Особенности развития и проблемы автомобильного транспорта Свердловской области на примере «МО город Екатеринбург». При подготовке тесно взаимодействовал с заведующим кафедрой региональной, муниципальной экономики и управления Евгением Георгиевичем Анимицей. Впоследствии он стал моим научным руководителем в аспирантуре, где тему автотранспорта мы сильно развернули. Теперь она звучит так: «Формирование и пространственная организация транспортно-коммуникационной инфраструктуры региона». В этот раз в качестве примера взяли автомобильный транспорт Свердловской области и продолжили его изучение.

– Защита диссертации планируется в скором времени. Но, наверное, уже сейчас можно говорить о содержании и выводах научного труда?

– В диссертации, как в любом научном труде, есть секреты, которые раньше времени раскрывать нельзя, есть и элементы новизны. Например, в диссертации есть уточнение «инфраструктуры» в аспектах региональной экономики, выведено новое понятие транспортно-коммуникационной инфраструктуры, которое ранее практически не встречалось. То есть к имеющемуся понятию транспортной инфраструктуры мы добавили коммуникационные связи: экономические, социальные, информационные и т.д.

Евгений Георгиевич сейчас занимается тематикой новой индустриализации, сменой технологических укладов. Поэтому за основу был взят опыт Германии, где разработана концепция Industrie 4.0 (есть такая распространенная в экономической науке концепция Четвертой промышленной революции). Мы пытались понять, как эти изменения сказываются на Свердловской области. В Industriе 4.0 значится, что с момента смены четвертого на пятый уклад должны появиться когнитивные автомобильные системы, беспилотные автомобили и, соответственно, инфраструктура для них. В диссертации есть попытка анализа и прогноза, когда это произойдет в Екатеринбурге и в Свердловской области.

Надо отметить, частичные элементы системы смены циклов, как и технологических укладов, в Свердловской области уже встречаются. Это автозаправки для электромобилей, выделенные полосы для движения специального транспорта и т.д. По нашему прогнозу, отставание России от Германии в этом вопросе составляет несколько лет. Безусловно, на это очень сильно влияют национальные факторы, в том числе географический и геоклиматический, а также недостаточное бюджетное финансирование. Самый наглядный пример тому: практически самая высокая в мире стоимость строительства метро в Екатеринбурге.  Строительство одной станции превышает годовой бюджет города. Также по причине названных факторов у нас плохие дороги, нет автобанов, которые действуют в Германии. Поэтому в Екатеринбурге нет 26 транспортных развязок, которые предусмотрены транспортной стратегией территории и т.д.

Во время ЕЭФМ 2017 года я встречался в университете со специалистами из Германии, специалистом Industrie 4.0, обсуждал вопросы своей диссертационной работы, получил интересные документы.

– Можно ли говорить о практическом применении ваших научных выводов?

– Все диссертации, сделанные под руководством Евгения Анимицы, проходят апробацию. Диссертация, как правило, заканчивается справками о внедрении в практику и прикладном значении предмета исследований.

Например, в моей диссертации предложены изменения в транспортную стратегию Свердловской области по ряду показателей: одних быть не должно, другие требуют изменений.

Конечно, все научные положения и расчеты мы доводим до органов управления и власти. Но будут ли они приняты к действию и практическому использованию – этого мы не можем спрогнозировать, и повлиять на такие решения мы тоже не в силах.

Науку не всегда легко переложить на политические меры, применить административный ресурс. Но мы, как ученые, будем стараться и дальше двигать свои идеи и научные выводы. Потому что Евгений Анимица является одним из разработчиков социально-экономической стратегии Екатеринбурга, лауреатом премии Татищева и де Геннина именно за эту работу. Недавно Президентом России подписан Указ о награждении Евгения Георгиевича Анимицы орденом Почета. Он не может быть равнодушным к внедрению плодов своего труда и научной деятельности своих учеников.

– Если представить, что власти примут ваши научные изыскания к действию и начнут внедрять в практику, какой эффект это принесет?

– Это позволит сделать реальную оценку и даст возможность развивать и управлять транспортной инфраструктурой с точки зрения геопозиционирования, с точки зрения инвестиций.

– Транспортная реформа – больной вопрос для Екатеринбурга…

– Транспортная реформа и управление транспортом и транспортной инфраструктурой далеко не одно и то же. Транспортная реформа – это больше логистика, то есть пассажироперевозки. А в моей диссертационной работе рассматривается, как автотранспорт влияет на региональную экономику. Какой вклад вносит, и как сделать, чтобы он был наиболее весомым?

Инфраструктура кумулятивна. Она с годами только накапливается, но, нужно признать, обновляется медленно. Это плохо, особенно с учетом масштабов и огромных территорий нашей страны. В некоторые уголки России другими видами транспорта вообще не доехать, кроме автомобильного. Решение этой проблемы – первостепенная задача не только для ученых.  

От транспортной мобильности зависит ВВП страны и масса других, совсем не экономических параметров. Работа автотранспорта влияет даже на социальные настроения граждан. С точки зрения простых граждан, социальный транспорт – весьма негибкая сфера жизни, не выдерживающая никакой критики. Поэтому транспортную реформу екатеринбуржцы сразу не приняли. Хотя документ реформы написан хорошо, концепции, заложенные в нем, в итоге, наверняка, будут приняты и принесут свои плоды. Транспортная реформа разработана на примере Москвы. Там давно платят за время поездки или мультимодальность, то есть экономят при пересадках с одного вида транспорта на другой. Поэтому к транспортной реформе еще вернутся. Возможно, для этого потребуется не год, не два, но ее внедрят. Тестовые поездки по часовому тарифу в Екатеринбурге показали положительный результат, их экономичность подтвердилась.

– Быть аспирантом у Евгения Анимицы, наверное, особо приятно и очень ответственно?

– Я считаю его лучшим специалистом на Урале по региональной экономике. Подтверждением тому более 200 диссертаций, прошедших через руки Евгения Георгиевича. Он — научный руководитель 40 кандидатов наук и 12 докторов. Поэтому перенимать у него опыт – одно удовольствие. Ректор УрГЭУ Яков Силин, проректор по научной работе Елена Дворядкина, заведующая кафедрой статистики, эконометрики и информатики Надежда Сурнина, заведующая кафедрой сервисной экономики Наталья Власова – его докторанты, они занимают ведущие позиции в вузе. Ученый секретарь диссертационного совета Наталья Валерьевна Новикова готовит докторскую диссертацию тоже под его научным руководством. Он член диссертационного совета со времени его организации, знает досконально весь процесс подготовки и защиты диссертаций. Как основатель научной школы региональной экономики на Урале, Евгений Анимица обращает особое внимание на первую главу работы – теоретические основы. Диссертации, выполненные под его руководством, всегда имеют очень сильную теоретическую главу, то есть теоретическое осмысление заданных проблем в контексте именно региональной экономики. Говорю об этом, потому что рассматриваемая мною тема, можно сказать, стыковая.  Ее можно анализировать с точки зрения транспортной инфраструктуры региона, а можно с точки зрения логистики или экономики транспорта. От первой главы зависит, какое направление выберет автор, и Евгений Георгиевич за этим очень строго следит.

Накануне торжественного вручения диплома об окончании аспирантуры беседуем о научной деятельности Виктора Благинина, ассистента кафедры РМЭиУ, директора Центра наукометрии и рейтинговых исследований УрГЭУ.

Фотогалерея:

Пресс-служба УрГЭУ

Просмотров: 2280
Поделиться:

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервиса Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Согласен