Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Мнения экспертов

Сергей РОГОЖИН: «УрГЭУ развивается вопреки – он рассчитывает на свои силы»

На днях Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приняла заявление университета о проведении государственной аккредитации для рассмотрения по существу. Впереди у вуза 105 дней, в течение которых экспертная комиссия проведет комплексную проверку и вынесет свой вердикт. Подробности – в интервью проректора по учебной работе Сергея Рогожина.

– Сергей Алексеевич, как будет проходить процедура аккредитации?

– Сначала выйдет распоряжение Рособрнадзора о проведении аккредитационной экспертизы, в котором будет определен состав комиссии, перечень закрепленных за экспертами направлений подготовки и сроки проверки. С учетом количества образовательных программ мы ожидаем около 40 проверяющих. В течение месяца – ориентировочно с середины апреля до середины мая – пул экспертов будет проводить экспертизу. Предмет экспертизы - соответствие содержания и качества подготовки студентов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Университет готовит большой пакет электронных и печатных документов по всем 123 основным образовательным программам. В частности, эксперты изучат контент официального сайта вуза на предмет соответствия требованиям правительства РФ и методрекомендаций Рообрнадзора, основные профессиональные образовательные программы, кадровые справки, справки о материально-техническом обеспечении учебного процесса и другие документы.

Непосредственно в университете эксперты будут работать пять дней. В этот период члены комиссии будут выборочно тестировать студентов, анкетировать работодателей на предмет содержания и качества образования. С некоторыми работодателями университет согласовывает дополнительные компетенции по различным профилям, поэтому не исключено, что им будут адресованы вопросы о том, как проходит процедура согласования, насколько полно учитывается мнение работодателей и другие.

В ходе анализа деятельности университета эксперты будут фиксировать у себя вопросы, возникающие в процессе проверки. В течение следующих трех недель они объединят собранные данные для подготовки заключений. После этого их мнения обобщаются, и на аккредитационной коллегии Рособрнадзора принимается окончательное решение. По итогам заседания коллегии издается приказ о выдаче или отказе в выдаче свидетельства о государственной аккредитации на следующие шесть лет.

– Что это дает вузу?

– Самое главное – пролонгируется право выдавать дипломы «государственного образца», как это называли ранее. Сейчас в соответствии с законом «Об образовании в РФ» это называется «установленного Минобрнауки РФ образца». 

Изменение в формулировке связано с тем, что у некоторых вузов, например, МГУ и СПбГУ, появилось право выдавать документы собственного образца, который приравнивается к государственному. В соответствии с профстандартами и нормативами минтруда все работодатели принимают такой документ как удостоверение о том, что человек имеет образование соответствующего уровня в соответствии с образовательным законодательством. Свидетельство о государственной аккредитации также дает ряд привилегий: студент очной формы обучения имеет право на отсрочку от армии, заочникам оплачивается период сдачи сессии помимо основного календарного отпуска и ряд других.

– В 2016 году университет добровольно прошел предварительную аккредитацию. Каковы результаты?

– В декабре 2016 года на площадке УрГЭУ проходила апробация актуализированной модели государственной аккредитации. Пилотный проект отрабатывался по направлениям бакалавритата – юриспруденция и экономика. Проверка двух кафедр по экспериментальной методике показала достаточно хороший уровень образовательных программ, серьезных замечаний не было. В то же время это был очень полезный для университета опыт и с организационной, и с содержательной точки зрения. Методика проведения проверок постоянно меняется, очередные изменения произошли 1 января 2018 года.

– Тем не менее, у нас есть узкие места, и руководство им уделяет пристальное внимание.

– Мы не в полном объеме выполняем мониторинговый и аккредитационный показатель «внешнее финансирование научно-исследовательских работ». У слабых контактов с работодателями в смысле недостаточного привлечения средств на научные исследования с их стороны есть и объективная причина. Если крупный работодатель устраивает к себе на работу 25 выпускников из технического университета, то у него есть свой интерес, и он заказывает вузу исследования. У экономического вуза традиционно не было крупных работодателей, наши партнеры – малый и средний бизнес. Сейчас ректор Яков Силин прилагает очень серьезные усилия для привлечения крупного бизнеса.

Вторая причина – политика последних лет в области международных и федеральных грантов. Так называемые ведущие вузы – федеральные и национальные исследовательские университеты – в первую очередь нацелены на выполнение федеральных грантов. Тем не менее, задача стоит и перед нами, с повестки вопрос не снимается.

Еще одна сложность – не очень высокая "остепененность" преподавателей. Когда у вуза было много диссертационных советов, то требования к молодым преподавателям были ослаблены, они недостаточно активно занимались научной работой и выходили на защиту диссертаций. Сегодня получили результат: среднее поколение преподавателей в возрасте 40–55 лет оказалось выбито 1990-ми годами. Эта "яма" существует во всей системе высшего образования в России. А молодое поколение слабо защищало научные работы. Хороший процент "остепененности" мы наблюдаем только по преподавателям пенсионного возраста. В ближайшие годы с уходом возрастных преподавателей на реальную пенсию "остепененность" будет обнажаться, она и сейчас на грани. Поэтому руководство университета уделяет большое внимание и поддержке науки, и организации конкурсов на получение грантов. Все это должно помочь развить это направление.

– Львиную долю средств вуз зарабатывает сам. С чем связано недостаточное финансирование?

– По итогам прошлого года доля государственных средств в общем финансовом объеме составлила только 14 процентов, остальное – внебюджетные средства. По этому показателю наш университет на втором месте среди российских вузов, подведомственных Министерству образования и науки РФ. Другими словами, мы сами зарабатываем деньги.

Для сравнения: в федеральных университетах количество бюджетных мест составляет свыше 7 000, у нас – менее 600. Это в 11–12 раз меньше. Кроме того, крупнейшие университеты получают ежегодное госфинансирование через различные программы – программы развития, программы повышения конкурентоспособности, программы развития инновационной инфраструктуры и другие.

Такие вузы поддерживают свои университетские гранты за счет бюджета, мы же – за счет внебюджетных средств. Используя бюджетные средства, такие учебные заведения могут приглашать ведущих ученых мира – УрГЭУ это делает за счет самостоятельно заработанных доходов. Условия разные, но мы развиваемся вопреки этому.

В Министерстве образования и науки РФ установка правильная: вы сначала докажите, что можете быть эффективным вузом, а потом получите поддержку. Вузов много, всех не поддержать.

В прежние годы бюджет равномерно распределяли по всем российским вузам – в результате каждый получал копейки. В 1990-х годах вообще не было финансирования многих затрат – например, общежитий. К началу 2000-х государственные вузы подошли с большой разрухой в общежитиях. Но мы не жалуемся на недостаточное финансирование государства – мы рассчитываем только на свои средства.

Сейчас государственная образовательная политика нацелена на поддержку ведущих вузов – МГУ, СПбГУ, федеральных, национальных исследовательских, опорных университетов. Мы в их число не попали. В марте-апреле будет объявлен последний конкурс с целью создания и развития опорных университетов в России, к осени подведут итоги.

– У нас есть шанс?

– Шанс есть. Но по итогам второй волны, где наш университет участвовал, не прошел ни один российский вуз экономического профиля. Приоритет отдается техническим, технологическим и классическим вузам. Они составят опору в регионах.

– Сергей Алексеевич, вы с оптимизмом оцениваете перспективы онлайн-образования в России. Как коллеги отнеслись к новации?

– Переход на новый качественный уровень образования возможен только за счет инновационных технологий. Призыв к цифровому образованию, о котором в последнее время много говорится на федеральном уровне, нужно правильно осмыслить. Речь идет не только о создании собственных онлайн-курсов – модулей дисциплин или целых образовательных курсов. Зачем каждому университету изобретать собственный велосипед?

Речь о другом. Надо свою нишу найти. Наработки нашего университета уникальны в курсе «Региональная экономика». Мы владеем этим ноу-хау, поэтому профессиональней нас никто не сможет рассказать, что такое региональная экономика. Создавать курсы по непрофильным для нас дисциплинам не считаю целесообразным. Даже по профильным – есть вузы, более сильные в микро- и макроэкономике. Мы должны создавать на электронной платформе только те курсы, где наш университет «впереди планеты всей». Остальным надо пользоваться и эффективно применять. Уже сейчас на национальной платформе открытого образования предложено много онлайн-курсов. Почему этим не воспользоваться? Нет необходимости каждому вузу создавать полный набор таких ресурсов.

Наталкиваюсь на возражения коллег: «Что нам такой-то университет – мы сами!» Для начала преподавателям следует прослушать серию онлайн-курсов, оценить его сильные стороны, а после порекомендовать студентам, какие разделы можно использовать. Это как литература – есть обязательная, есть дополнительная… Мы же можем предлагать студентам не только традиционную, в бумажном варианте, литературу, но и онлайн-курсы.

Создатели крупнейшей платформы бесплатных университетских курсов Гарвард-2, положившие начало таким проектам, выкладывали онлайн-курсы в свободном доступе. Если пользователь хочет получить сертификат, тогда необходимо заплатить. А в России предложение выложить свои наработки в открытом доступе сразу встречается в штыки: «Это моя интеллектуальная собственность – как я ее выложу? Ею сразу же воспользуются!» На Западе и в ведущих российских университетах не боятся, что наработки украдут. На самом деле это же хорошо: авторским ноу-хау кто-то воспользовался, стал твои взгляды проповедовать вслед за тобой. Поэтому перестройка сознания преподавателя эпохи «цифровизации» – одна из главных в новом проекте.

Процессы глобализации неизбежны. И не только потому, что в университеты приходят дети, рожденные и воспитанные в цифровом мире. Новый подход позволяет человеку выстраивать собственную образовательную траекторию, брать ответственность за свое обучение на себя. Этого традиционная высшая школа обеспечить не может. Мы интегрируем российскую науку и образование в мировое пространство, поэтому искусственно ставить препоны никакого смысла нет. Открытость в образовательной среде всегда была, и она должна оставаться. По-другому мы не разовьемся.

 

На днях Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) приняла заявление университета о проведении государственной аккредитации для рассмотрения по существу. Впереди у вуза 105 дней, в течение которых экспертная комиссия проведет комплексную проверку и вынесет свой вердикт. Подробности – в интервью проректора по учебной работе Сергея Рогожина.

Фотогалерея:

Пресс-служба УрГЭУ

Просмотров: 2657
Поделиться:

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервиса Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Согласен