Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Мнения экспертов

Кадры решают всё

В Уральском государственном экономическом университете состоялось заседание Евразийского научно-исследовательского Института человека на тему: «Кадровый вызов для общества знаний в условиях новой индустриализации».

На мероприятии собрались ведущие ученые и общественники, преподаватели и представители органов власти. Ведущим традиционно выступил академик РАН, Президент ЕНИИЧ, член Президиумов РАН и УрО РАН, директор Института иммунологии и физиологии УрО РАН Валерий Черешнев: «Кадры важны всегда и везде – хоть в малом, хоть в большом производстве, хоть в другой сфере деятельности. В последние пять лет появилась проблема: люди от 19 до 30 лет с высшим или средним профессиональным образованием нигде не работают и живут за счет родственников. Например, в Японии уже 20 лет есть такое явление, и в России тоже». Он обозначил необходимость плана подготовки специалистов с обратной связью с работодателями, механизма стимуляции для выпускников и важность проблемы прогнозирования новых профессий.

Первым докладчиком стал директор Института менеджмента и информационных технологий УрГЭУ Александр Коковихин. Он представил цели и инструменты направления стратегического развития «Образование» в 2017-2025 годах: федеральный и субфедеральный уровни управления. Спикер начал с обозначения термина «Управление проектами» как области деятельности, в ходе которой определяются и достигаются четкие цели проекта при балансировании между объёмом работ, ресурсами (такими, как деньги, труд, материалы, энергия, пространство и др.), временем, качеством и рисками. Ключевым фактором успеха проектного управления является наличие чёткого заранее определённого плана, минимизации рисков и отклонений от плана, эффективного управления изменениями (в отличие от процессного, функционального управления, управления уровнем услуг). Александр Коковихин рассказал о проектах, утверждённых президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам в 2016 г.:

1. «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»).

2. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

3. «Создание современной образовательной среды для школьников».

4. «Вузы как центры пространства создания инноваций».

Каждому из этих проектов соответствует проект на уровне Свердловской области. Александр Коковихин остановился более подробно на региональном проекте «Вузы как центры пространства создания инноваций». Его цель - обеспечение к 2025 году интеграции научно-исследовательского и инновационного потенциала вузов в инновационную экосистему Свердловской области, способствующей росту инновационной активности и конкурентоспособности отраслей промышленности региона путем создания не менее двух университетских центров инновационного, технологического и социального развития, реализующих в своих технопарках, инжиниринговых центрах, бизнес-инкубаторах технологические и социальные проекты с участием средств предприятий, организаций региональной экономики и (или) регионального и (или) муниципального бюджетов. Также в планах содействие росту международной конкурентоспособности вузов Свердловской области и вхождению их в мировые предметные (научные) рейтинги университетов. Спикер резюмировал: «Проектное управление – тот путь, по которому будет идти развитие в ближайшее время. Очень важно, чтобы на федеральном и региональном уровнях понимание наиболее значимых вещей вошло в эти проекты, и каждый нашел место при его реализации».

Следующим докладчиком стала врио директора Института экономики УрО РАН Юлия Лаврикова, которая передала в ЕНИИЧ исследование «Воспроизводство инженерных кадров на Урале в условиях социально-экономической нестабильности», подготовленное в Институте на основании анкетирования полутора тысяч человек. Оно раскрывает мотивы выбора инженерных специальностей на Урале, подготовки кадров, адаптации на предприятии. Основной доклад Юлия Лаврикова посвятила некоторым направлениям кадровой модернизации в условиях формирования общества знаний. Термин «общество знания» (knowledge society) был введен в научный оборот американским политологом Р. Лэйном в 1966 г. Концепция «общества знаний» отражает современный этап общественного развития, характеризующийся переходом к новой форме постиндустриального общества, где доминирующей ценностью, экономической и ресурсной, становится знание как таковое. Знание приближается к труду и капиталу как третий источник создания ценностей, который можно с помощью информационных технологий сделать неисчерпаемым. Приоритетом в таком обществе является качество образования.

«Недаром заседание на эту тему проходит именно в Уральском государственном экономическом университете», - отметила Юлия Лаврикова. Формирование «общества знаний» в экономической сфере сопровождается процессом новой индустриализации. На примере Свердловской области видно, что даже в региональном аспекте мы движемся именно в этом направлении.

Докладчик обозначила некоторые причины нежелания молодых людей получать ту или иную профессию: невысокий уровень доходов, отсутствие стимулов профессионального роста, неудовлетворительные условия труда, высокая трудоемкость производства, отсутствие координации между спросом и предложением кадров работодателями и др. По ее мнению, необходима целостная система трудовой мотивации и профориентации молодежи.

На заседании выступающих было много. Обсуждали, что кадровый вопрос является критически важным для реализации программы новой индустриализации и, в конечном счете, развития в России общества знаний. Переход к массовому высшему образованию и развитие университетов как центрального звена экономики знаний - не пересекающиеся процессы или взаимодополняющие части одного целого.

Итог подвел главный советник при ректорате, заведующий кафедрой региональной и муниципальной экономики УрГЭУ Евгений Анимица: «Знание – это наше богатство, бездонный потенциал и творение человека. Сегодня мы видим, что знание стало услугой. Низведение его до этого уровня – это преступление перед всем обществом. Нужно полностью менять идеологию понимания образования как капитала. И еще один момент: нужно готовить работника – творца, а не потребителя. И мы не знаем, какие конкретно специалисты нам нужны завтра, ведь нет заказа. Надеюсь, нас ждет революция не только в промышленности, но и в подаче знаний». 

В Уральском государственном экономическом университете состоялось заседание Евразийского научно-исследовательского Института человека на тему: «Кадровый вызов для общества знаний в условиях новой индустриализации».

Пресс-служба УрГЭУ

Просмотров: 1264
Поделиться:

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервиса Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Согласен