27 января состоялось заседание Евразийского научно-исследовательского Института Человека «Международный День памяти жертв Холокоста (прививка против ксенофобии)» для студентов и преподавателей УрГЭУ. Главный научный сотрудник УрФУ, доктор физико-математических наук Михаил Оштрах рассказал об истоках антисемитизма и расовой ненависти к евреям, о массовых уничтожениях евреев нацистами и их пособниками в годы Второй мировой войны.
Основным докладчиком была представлена презентация, в которой содержались архивные фотографии и документы, наглядно показывающие масштаб трагедии. В начале разговора Михаил Иосифович попросил собравшихся студентов и преподавателей одним словом дать определение слову «Холокост». «Вы говорите верно – «гонение, истребление» или геноцид. «Холокост» - слово греческое, в переводе – «всесожжение». Так в мире стали называть истребление евреев, поскольку наиболее массовым способом убийств у нацистов были газовые камеры и печи крематориев, в которых сжигали тела убитых людей. У евреев есть свое название этой трагедии – Шоа (на иврите), в переводе – «Катастрофа». До начала войны в мире проживало 14 млн евреев, к ее окончанию 6 млн из них были убиты, в том числе 1,5 млн детей», - подчеркнул докладчик.
Михаил Оштрах объяснил причины возникновения антисемитизма, которые в конечном итоге привели к Холокосту: «Исторически начало антисемитизму было положено в начале нашей эры. Иудейское царство оказалось под властью Римской Империи. После нескольких антиримских восстаний, разрушения римлянами Иерусалима и еврейской святыни - Иерусалимского Храма, большая часть евреев была уведена в рабство или выселена со своей земли. Во II–III вв н.э. на территории Иудейского царства, которое римляне переименовали в Провинцию Палестина (по имени филистимлян – древнего народа, проживавшего на берегу Средиземного моря за тысячу лет до н.э.), чтобы стереть из памяти людей упоминание о еврейском государстве, начинает формироваться новая религия – христианство. Основой для новой религии стало Священное писание иудаизма, первой монотеистической религии. Но создатели новой религии сделали своеобразную «надстройку» – Новый Завет, объявив, что теперь завет бога с евреями закончился и начался завет с последователями новой религии. Поэтому, когда христианство стало ведущей религией Римской Империи, началось преследование евреев, своеобразная «борьба за наследство» – Священное писание. В V веке Августин сформулировал позицию христианства по отношению к евреям: если евреи принимали христианство, то они становились «своими», полноправными членами общества, если нет – то евреев надлежало держать в самых тяжелых условиях, ограничивать в правах и т.д., чтобы «доказать», что завет бога с евреями закончился. В текстах Нового Завета и трудах многих христианских апологетов можно найти антисемитские положения, такие как объявление евреев убийцами Иисуса Христа, последователями дьявола, утверждение, что ожидаемый евреями мессия есть Антихрист, и многие другие. Все это, особенно в средние века, стало основой для травли, притеснений и убийств евреев. В городах Европы евреям разрешали селиться только в специальных кварталах, обнесенных стенами – гетто. Евреи должны были носить специальную одежду, и даже знаки, чтобы они были отделены от христианского населения».
В Европе религиозный антисемитизм был идеологической основой ненависти к евреям фактически до времен Французской революции, с которой началась эмансипация евреев. Во владении Российской Империи после трех разделов Польши оказались западные территории, на которых проживало большое еврейское население. Поскольку в Российской Империи евреям проживать было запрещено, после присоединения новых земель Екатерина II своим указом ввела «черту еврейской оседлости», за пределами которой запрещалось проживать лицам иудейского вероисповедания. При поддержке царского режима и отдельных представителей Православной церкви в Российской Империи формировались антисемитские настроения, создавались черносотенные организации, организовывались еврейские погромы.
С началом эмансипации евреев в Европе роль религии в обществе уменьшилась, а с ней снизился фактор религиозного антисемитизма. Однако в XIX веке появились идеологи расового антисемитизма, согласно представлениям которых евреи – это враждебная раса, которая должна быть полностью уничтожена. Эта идеология закрепилась в Германии и Австрии и стала основой будущей идеологии нацистской партии Германии. Существенным «аргументом» в пользу расового антисемитизма стала фальшивка «Протоколы сионских мудрецов» (включена в список экстремистской литературы), которая была сфабрикована царской охранкой и получила широкое распространение в Российской Империи благодаря антисемитской книге православного мистика Сергея Нилуса «Близ есть при дверех», содержащей эту фальшивку. В «Протоколах» рассказывалось о якобы тайных планах евреев достичь мирового господства. После Октябрьской революции черносотенцы бегут в Германию вместе с будущим идеологом нацистской партии Альфредом Розенбергом и вывозят текст «Протоколов». Там они переводят эту фальшивку на немецкий язык и выпускают большими тиражами. Идеи расового антисемитизма в Германии нашли «серьезный аргумент» в свою поддержку в текстах «Протоколов». Их цитировал Гитлер в своей книге «Майн кампф» (включена в список экстремистской литературы). Так в основу нацистской идеологии вошел расовый антисемитизм, и вся деятельность Третьего Рейха была направлена не только на захват чужих территорий, но и на массовое уничтожение еврейского населения: мужчин, женщин, стариков и детей.
Михаил Оштрах призвал студентов не верить разным призывам считать какую-либо этническую, религиозную или иную группу людей врагами по какому-то особенному отличительному признаку. Это все приводит к ксенофобии, экстремизму и даже к новым проявлениям массовых убийств, с которыми человечество столкнулось уже в конце XX – начале XXI вв, таких как геноцид в Руанде, этнические чистки в бывшей Югославии, трагические события в Оше, Сумгаите и Ходжалы. Именно поэтому нужно помнить причины и историю Холокоста, чтобы подобные трагедии стали невозможными.
Своими воспоминаниями со студентами поделился Семен Исаакович Спектор, который был малолетним узником фашистского гетто.
Студенты и преподаватели зажгли 6 свечей в память о 6 миллионах погибших евреев. Затем они задали свои вопросы выступавшим. Есть надежда, что прививка против ксенофобии будет действовать.