Май 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Июнь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Июль 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Посмотреть другие выпуски корпоративных СМИ

Умный учет: электросчетчики с сим-картами

С 1 июля 2020 года в России начнется замена электросчетчиков на интеллектуальные приборы учета. Данное решение регламентировано Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации». Перевод страны на умные счетчики должен завершиться до 2035 года. О том, каким образом это будет осуществляться, рассказывает заведующий кафедрой городского хозяйства УрГЭУ, д-р экон.наук, профессор Сергей Баженов

Сергей Иванович, чем обусловлена первоочередность цифровизации учета электричества?

Федеральный закон № 522 принят в дополнение к Федеральному закону № 35 «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 года.  Документ  дополняет череду новых законов, принимаемых в ходе реализации национального проекта по цифровой экономике. В рамках национальной программы «Цифровая экономика» и национального проекта «Жилье и городская среда» реализовывается проект «Умный город» и его подраздел «Умное ЖКХ».  В «Умный город» входит цифровизация городского хозяйства, в том числе транспорта, энерго-, теплоснабжения, водоснабжения и т.д.

Первой ступенью в соответствии с ФЗ № 522 внедряют цифровизацию учета электроэнергии. На протяжении последних 25 лет управляющие компании или посредники по содержанию жилья задерживают оплату, а то и вообще не оплачивают предоставленную услугу по подаче электроэнергии.  Поэтому большая часть поставщиков перешла на прямые договоры с потребителями, в частности с населением, и уменьшила задолженность. Но при этом выросли затраты на организацию договорных отношений, так как поставщики вынуждены были создавать новые структуры, содержание которых оказывало влияние на себестоимость киловатт-часа. В основе внедрения системы электронного учета – достижение экономической эффективности. Следующим этапом станет подключение к системе «Умный город» горячей, холодной воды, отопления и водоотведения.

− Расскажите, как в цепочке реализации 522 ФЗ в Свердловской области будут разделены функции гарантирующего поставщика, сетевой и управляющей организаций?

− С 1 июля закон возлагает замену счетчиков на сетевую организацию или гарантирующего поставщика, то есть покупать счетчик самим или платить за его установку не нужно. Гарантированный поставщик, сетевая компания будут напрямую взаимодействовать с потребителем электроэнергии, независимо от того, население это или предприятие (юридическое лицо). Следует пояснить, что гарантирующий поставщик – это коммерческая организация, осуществляющая энергосбытовую деятельность и обязанная заключить договор купли-продажи или поставки электроэнергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем. На территории Свердловской области работает пять гарантирующих поставщиков. Например, статус гарантирующего поставщика имеет Свердловский филиал АО «ЭнергосбыТ Плюс» (в прошлом ОАО «Свердловэнергосбыт»). Сетевая компания оказывает услуги по передаче электроэнергии (практически в каждом муниципалитете своя) с использованием объектов электросетевого хозяйства. Объекты могут принадлежать как федеральному, так и региональному или муниципальному уровням.

До 1 июля 2020 года, если прибор учета электроэнергии вышел из строя, то потребителю придется заменить его за свой счет, а с 1 июля это обязанность и расходы гарантирующего поставщика. Гарантирующий поставщик будет взаимодействовать с потребителями, проживающими в многоквартирных домах, и за свой счет устанавливать новые учетные пункты. А юридическим лицам (предприятиям и субъектам бизнеса) и владельцам частных домов – сетевая компания с последующим возмещением затрат гарантирующим поставщиком.

Что касается управляющих организаций, то в последующем их ждет упрощение и уменьшение обязанностей. УК оставят только функции по содержанию, аварийно-техническому обслуживанию жилья и придомовой территории. Денежные потоки за ресурсы будут идти напрямую гарантирующему поставщику.

− Каким образом будет осуществляться «умный» учет электроэнергии?

− Счетчики ИСУ будут снабжены сим-картами. Оператора сотовой связи или интернет-провайдера выберет гарантирующий поставщик. Новый прибор учета электроэнергии будет работать по принципу смартфона с функцией автоматической передачи данных в центральную диспетчерскую гарантирующего поставщика, где в итоге сформируется вся база коммунального учета.

− Модернизацию по внедрению интеллектуальной системы учета (ИСУ) электричества оплатит государство?

− Первоначально подразумевалось, что гарантирующий поставщик будет ставить счетчики за счет своей прибыли и коммерческих договоров.  Однако, чтобы не обанкротить гарантирующего поставщика, на первом этапе модернизации возможны разовые финансовые вливания бюджетов разных уровней либо создание целевых программ под внедрение положений 522-ФЗ. В последующем, конечно, следует ожидать увеличения стоимости услуги для потребителя. Коммерциализация процесса неизбежна − это затраты на техническое обслуживание оборудования ИСУ и передачу данных, что впоследствии отразится на тарифе киловатт-часа.  С другой стороны,  ИСУ должна быть экономически эффективна, так как позволит гарантирующему поставщику уменьшить штат работников, в том числе за счет перевода в электронный вид процесса пролонгации договоров.

Также большая часть экспертов предлагает для снижения затрат при передаче данных ИСУ задействовать информационную систему «Госуслуги», при этом исключив сбои в системе, сделав её более надежной. Некоторые эксперты предлагают реализацию данного федерального закона включить в капитальный ремонт домов. Потому что жители платят в том числе и за замену узлов учета коммунальных ресурсов в соответствии с региональными нормативами.

− Насколько динамично Свердловская область планирует начать внедрение ИСУ электроэнергии? Что об этом известно?

− С 1 января 2020 года все сдаваемые в эксплуатацию новостройки уже должны быть оборудованы ИСУ. Всем остальным на замену приборов учета законодатель отвел 15 лет. Активная замена оборудования начнется, когда система интеллектуального учета будет стандартизирована и утверждена Минэнерго для всех регионов России. Предполагаю, что основное движение следует ждать через год-два. К этому времени определятся поставщики ИСУ, операторы связи, выпустят необходимое количество сим-карт, счетчики, которые должны различаться по мощности для жилых и промышленных помещений.

С 1 июля 2020 года в России начнется замена электросчетчиков на интеллектуальные приборы учета. Данное решение регламентировано Федеральным законом от 27.12.2018 N 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации». Перевод страны на умные счетчики должен завершиться до 2035 года. О том, каким образом это будет осуществляться, рассказывает заведующий кафедрой городского хозяйства УрГЭУ, д-р экон.наук, профессор Сергей Баженов.

Пресс-служба УрГЭУ

Просмотров: 436
Поделиться:

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервисов Google Analytics и Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Согласен