В магистратуру Уральского государственного экономического университета приходят совершенно разные люди. Многие из них задаются вопросом – «Как в обучении прийти к конкретному результату и при этом не перегореть?». Некоторые сравнивают серьезное обучение с победой в спортивных соревнованиях. Так ли это? Как связана подготовка магистранта и призера Олимпийских игр?
На эти и другие вопросы ответят Максим Котляров, доктор экономических наук, профессор УрГЭУ, возглавляющий программу подготовки магистров «Экономика недвижимости и девелопмент территории» и Ольга Котлярова, заслуженный мастер спорта по легкой атлетике, чемпионка мира, Европы и бронзовый призер Олимпийских игр, в прошлом выпускница УрГЭУ, а в настоящее время и магистрант этого вуза.
В(опрос): Максим, Ольга, как на Ваш взгляд можно прийти к конкретной цели?
Максим Котляров (М.К.): Прежде всего, необходимо распланировать свою деятельность на два года вперед.
Ольга Котлярова (О.К.): У спортсмена более длительный цикл – четыре года. В нашей группе практиковалось планирование от обратного. Тренер давал нам конкретную цель, которая должна быть достигнута через определенное время. Через три года должен быть определенный результат, через два года – другой. Это удобно, поскольку легко можно проконтролировать, успеваем ли мы достичь цели в конкретный срок.
В.: Так как же в итоге должен быть построен план обучения – от обратного или иначе?
М.К.: Нужен план действий. В этом плане обучение в магистратуре УрГЭУ схоже с подготовкой спортсмена.
Магистрант должен представлять, насколько востребована рынком тема, которую он выбрал. То есть мы не просто выбираем тему исследования, а приобретаем компетенции, на которые есть спрос со стороны работодателя, либо могут понадобиться магистранту в бизнесе или в науке. Далее – выстраиваем индивидуальный план приобретения этих компетенций на 2 года вперед.
В.: Многие говорят, что помимо четкого плана важна и конкуренция…Что вы думаете по этому поводу?
М.К.: Конкуренция очень полезна как в учебе, так и в достижении результата. Существуют различные образовательные модели, которые вписывают фактор конкуренции в учебный процесс. Например, американская модель обучения, где рейтинг строится от сильнейшего в группе. В этом случае последний или несколько последних студентов не получают ничего. Есть британская модель, где, образно говоря, пятерок хватит на всех, и это способствует тому, что люди начинают делиться информацией, совместно готовиться к экзаменам, помогать друг другу. Появляется своего рода синергия. Каждый из студентов понимает, что он только выиграет от обмена.
В.: Какую роль играет конкуренция в спорте?
О.К.: Спорт – это не только конкуренция. Главной целью в нашей работе с тренером было не победить или выиграть, а показать тот результат, на который я способна, проделать работу, которая позволит максимум раскрыться. И это я стараюсь применять во всей своей последующей деятельности, в том числе и в учебе.
В.: Конкуренция в обучении и в спорте порождает своеобразную гонку. Всем хочется иметь хорошие оценки. Некоторые не выдерживают такого темпа…
М.К.: Вы правы, многие магистранты в погоне за результатом неправильно распределяют свои силы и могут переутомиться. Но мы стараемся дать нагрузку равномерно, чтобы в начале учебного года у студента хватило сил на весь последующий процесс.
О.К.: Спортсмены эту проблему решают по-другому. Работа на пределе необходима, но она должна чередоваться с адекватным восстановлением. То, что сделано без правильного отдыха – это некое форсирование результата. Это маленькие промежуточные победы, а наша цель всегда большая.
Как видите, и в образовании, и в спорте есть много общего. Важно не только впитывать знания и достигать успехов, но и правильно отдыхать. Поэтому мы желаем каждому из студентов, будь это будущий бакалавр или магистрант, чтобы путь к диплому УрГЭУ был успешным и грамотно выстроенным, а полученные знания помогли в профессиональном и личностном росте.