Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          
Май 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31    
Мнения экспертов

Как преподавать историю?

В рамках международного форума «Нюрнберг, Токио, Хабаровск: мировые практики по осуждению нацизма, экстремизма и разжигания межнациональной розни» завершилась работа секции «Объективность как принцип изучения и преподавания истории Великой Отечественной войны в образовательных учреждениях».


 

Как подчеркнула заместитель министра международных и экономических связей Свердловской области Людмила Берг,  педагог — это та профессия, которая во многом формирует жизнь общества и то, будет ли она мирной, стабильной и осмысленной. А значит, перед образовательными учреждениями стоит особая ответственность в вопросе объективной подачи информации.

Этот тезис развил ректор Российского государственного профессионально-педагогического университета Валерий Дубицкий, отметив, что у каждого государства, каждого общества, даже у каждого отдельного человека, зачастую, своё видение тех или иных событий и процессов. А значит, вопрос поиска объективной картины стоит остро.


«У многих складывается впечатление, что наша страна в своей позиции по многим вопросам стоит чуть ли не в одиночестве, - продолжил Валерий Дубицкий, - многие люди, живущие на бывших территориях Советского Союза, ничего не знают об этом самом Советском Союзе. И более того, не хотят знать, избегают этой информации. Та ситуация, в которой сегодня оказалось всё мировое сообщество, во многом этим обусловлена. Многие молодые люди по ту сторону наших границ, если, конечно, они не носят вражескую военную форму, ни в чём не виноваты. У них просто отняли возможность узнать правду. Период Великой Отечественной войны — один из самых сложных в нашей истории. И потому возрастает наша ответственность — донести эту правду до максимально возможного числа людей».

Старший научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН Никита Мельников, перечисляя основы объективного знания, напомнил, что фундамент исторической науки — это работа с документами. Именно документы помогают восполнить пробелы, которые в противном случае заполняются догадками, мифами и даже прямыми манипуляциями.

 

«В Советском Союзе по различным причинам доступ к различным документам был ограничен. Из 50 томов материалов по тому же Нюрнбергскому процессу, были изданы только 8. Это вопрос не злого умысла или каких-то интриг, а лишь огромной работы, которую необходимо закончить, - отметил Никита Мельников. - Как известно, процесс шёл на нескольких иностранных языках. В 90-е годы прошлого века произошла так называемая «архивная революция». Многие документы, наконец, стали доступны. Такой объем действительно сложно обработать».

Однако не только на документах держится объективность преподавания, как считает доцент кафедры документоведения, права, истории и русского языка РГППУ Сергей Резников. Отдельные документы, в первую очередь, представляют точку зрения автора. Не всегда возможно определить, являются ли представленные в документе факты правилом или исключением. Поэтому во главу угла должны ставиться статистические методы и составление баз данных.

В качестве примера Сергей Резников привёл свою работу по анализу списка ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения в Свердловской области в годы войны. По одним документам в 1943 году число таких заведений в области уменьшилось на два. По другим — общая численность учеников выросла с 17 до 53 тысяч. Это можно объяснить либо ошибкой в отдельных документах, либо большим количеством детей, эвакуированных из западных районов страны. Только сопоставление числовых показателей множества источников может дать объективную картину.

Подводя итоги работы секции, участники отметили, что для создания объективной исторической картины в глазах подрастающего поколения просто необходимо работать с источниками. Мало сказать молодёжи: «нацизм – плохо». Важно подкрепить слова доказательствами и примерами, то есть документамиТолько в этом случае ученики серьезно отнесутся к словам преподавателей.

#Нюрнбергскийпроцесс

#Историческаяправда

#РосмолодёжьГранты

В рамках Международного форума учёные обсудили «архивную революцию»

Фотогалерея:

Пресс-служба УрГЭУ

Просмотров: 596
Поделиться:

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере (сведения о местоположении; ip-адрес; тип, язык, версия ОС и браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник, откуда пришел на сайт пользователь; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; эта же информация используется для обработки статистических данных использования сайта посредством интернет-сервиса Яндекс.Метрика). Нажимая кнопку «СОГЛАСЕН», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.

Согласен