В УрГЭУ состоялась III Международная научно-практическая конференция «Управление цепями поставок в транспортно-логистических системах». Учёные-теоретики, представители реального сектора экономики и студенты вместе искали ответы на вызовы, которые ставят перед отраслью последние мировые события.
С приветственным словом выступил ректор УрГЭУ Яков Силин, который поделился с участниками конференции итогами рабочей поездки в Азербайджан в рамках межрегионального форума: «Нам стоит поучиться той скорости, с которой они внедряют у себя некоторые инновации, - рассказал ректор. - Как бы хорошо мы ни учили студентов, процессы, происходящие в реальной практике, гораздо быстрее тех 4-6 лет, что уходят на обучение. Поэтому я обращаюсь к практикам — приходите к нам, учите детей, забирайте быстрее самых толковых к себе на реальную работу. Тогда мы быстрее добьёмся реального развития страны».
Это мысль продолжил проректор УрГЭУ по учебно-методической работе и качеству образования Дмитрий Карх, предложив специалистам логистических компаний принимать участие в практическом обучении студентов, в составлении магистерских программ, чтобы выпускники быстрее осваивали нюансы конкретного предприятия. А самих студентов он призвал активно и сознательно выбирать будущую специализацию в рамках своих направлений. Поскольку многие новые отрасли появляются прямо сейчас.
О расширении логистической сферы и появлении новых специализаций в логистике подробнее рассказала Директор Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ Вера Соловьева: «Если десять-пятнадцать лет назад среднее понимание о сфере укладывалось в представление, как доставить груз из точки А в точку Б, то сейчас помимо транспортной логистики существуют производственная логистика, закупочная, информационная, таможенная, налоговая и т.д. Спрос рынка труда на специалистов только растёт». Совместную задачу практиков-производственников и учебных заведений директор Института видит в том, чтобы дипломные работы выпускников отвечали реальным задачам, стоящим перед предприятиями. Её позицию поддержала заместитель министра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Светлана Островская.
Исполнительный директор Уральской логистической ассоциации, канд. техн. наук Марина Журавская рассказала о деятельности ассоциации и преимуществах кластерного взаимодействия с уральскими вузами. Речь идет об экскурсиях на предприятия и стажировках в дополнение к существующим практикам. Журавская пригласила студентов УрГЭУ к сотрудничеству.
При этом участники дискуссии сошлись во мнении, что профессиональное ориентирование для студентов — это долгоиграющий процесс. Но есть вещи, на которые можно обратить внимание уже здесь и сейчас. Так, проректор по научной работе УрГЭУ Виктор Ковалёв отметил, что в условиях санкций важное значение для страны приобретает параллельный импорт. «До 2002 года фактически весь импорт в нашу страну был параллельным. Затем на 20 лет право поставлять товары через границу России закрепили только за официальными дистрибьюторами. И вновь, в условиях санкций, после постановления правительства №506 от 29 марта 2022 года экономику поддержал параллельный импорт». Объем параллельного импорта с апреля по октябрь 2022 года вырос с 0 до $12,6 млрд. А в декабре, по прогнозам, достигнет $20 млрд. Вместе с ростом импорта усложняются и логистические цепочки, а значит, и востребованность специалистов отрасли.
Однако, помимо усложнения логистики из-за санкций, частично она, наоборот, упрощается. И в этом заведующий кафедры «Стратегического и производственного менеджмента» УГГУ, академик РАН Александр Сёмин видит заслугу онлайн-торговли. С 2019 по 2022 год общий объем торговли продуктами питания через Интернет вырос почти в десять раз — с 43 до 403 млрд рублей. При этом объем онлайн-торговли в стране всё ещё не превышает 0,9%. Для сравнения: в Южной Корее почти каждую четвертую покупку совершают через Интернет. Эксперт назвал потенциальный объем рынка колоссальным и призвал не игнорировать его.
Введение западных санкций привело к разрыву привычных цепочек транспортных поставок по морскому и воздушному путям. Особенно негативно ограничения повлияли на логистику в СЗФО, так как упал грузооборот Большого морского порта Санкт-Петербурга. В связи с этим создаются новые транспортные коридоры на Восток, в страны СНГ, в том числе по ж/д путям. Из доклада генерального директора транспортно-экспедиционной компании ООО «ЗИЛ», доцента кафедры экономики водного транспорта Санкт-Петербургского государственного университета морского и речного флота им. С.О. Макарова, канд. экон. наук Анны Евдокимовой следует, что в связи с этим особое внимание уделяется цифровой транспортной структуре — в логистические компании внедряют электронный документооборот, онлайн-управление ходом перевозок. К 2030 году планируется сделать порядка 19,5 тыс. км трасс по всей России для применения беспилотного грузового транспорта. Тестирование начнется в ближайшие годы.
Практические решения проблемы грузоперевозок в страны юго-восточной Азии предложил директор Уральского филиала ФИТ, член Уральской логистической ассоциации Сергей Васильев. После прекращения сотрудничества России с рядом западных стран, товаропоток был переориентирован на Восток, что перегрузило железнодорожную инфраструктуру и работу портов. Грузопоток увеличился в 10 раз и появились ограничения по перевозке на Восток. К примеру, появились сложности с вывозом около 70 % грузов на экспорт с Урала.
На мероприятии выступили глава представительства ООО «Прософт Системы» в Минске (Белоруссия) Евгений Нетунахин и профессор Ташкентского государственного экономического университета, д-р. экон. наук Мурат Икрамов. Они подчеркнули важность конференции в дальнейшем развития кругозора студентов, обучающихся в УрГЭУ по профилю «Логистика», так как раскрываются самые болевые точки развития логистики в России и обсуждаются неожиданные и результативные способы решения проблем в этой сфере.