Недавно за рулём? Или уже опытный водитель со стажем, но всё равно нервничаете из-за возможных ДТП? Учёные и аспиранты кафедры экономики труда и управления персоналом УрГЭУ под руководством доктора педагогических наук и нейропсихолога Натальи Вербицкой разработали методику, которая помогает водителям избежать несчастных случаев на дорогах.
В исследовании приняли участие 150 водителей категорий «В» и «Е». Перед ними ставили экран с видеороликами, в которых подробно моделировался процесс вождения: погода, дорожная разметка, препятствия, плотность машин. В это же время к телу подключали энцефалографические датчики, которые считывают активность мозга.
Исследователи наблюдали за тем, какие нейронные импульсы генерирует мозг при нештатных ситуациях на экране, например, если на дорогу выбежал пешеход, или водителя — участника эксперимента — внезапно «подрезала» другая машина. В реальной жизни любая подобная ситуация может вызвать стресс и панику, из-за чего человек замешкается с принятием решения, не успеет среагировать и произойдёт авария. Однако, если «прогнать» человека через имитацию множество раз, мозг адаптируется, начнёт реагировать быстрее, и страх больше не помешает принять верное решение.
«Создаваемый «буфер» составляет порядка 3-5 секунд, - объясняет Наталья Вербицкая. - Однако этого вполне достаточно, чтобы тренированный человек на основе полученного опыта успел верно среагировать и избежать аварии. Когда мы с коллегами видим на электроэнцефалографе, что мозг испытуемого больше не «зависает» в непредвиденной ситуации, это знак, что необходимая сеть нейронов сформирована».
Ученые создали порядка 700 тренировочных роликов по 5-10 минут трех уровней сложности на «все случаи жизни». В них опасные ситуации перемежаются длинными спокойными интервалами, чтобы испытуемый успел вновь расслабиться. В реальности даже водители с многолетним стажем вряд ли могут похвастаться прохождением через подобное число стрессовых ситуаций на дорогах. А разработка учёных кафедры экономики труда и управления персоналом УрГЭУ позволяет накопить подобный опыт совершенно безопасно.
Всё оборудование и программное обеспечение, на котором проходит тестирование, российского производства. Сейчас кафедра совместно с Ассоциацией руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами ведёт обсуждение проекта в рамках Общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Свердловской области. Конечная цель — включить подобные тренировки в программу обучения водителей в свердловских автошколах.