Должен ли путеводитель включать научные данные? Или буклет должен просто нас развлекать? Эти и другие вопросы обсуждались сегодня в рамках работы секции «Социокультурные детерминанты экстремизма среди молодежи».
Прежде чем приступить к объективному анализу социокультурной среды, кандидат психологических наук, Елена Серпионова раздала участникам секции два путеводителя по мемориальному комплексу Бухенвальд.
Путеводители разных лет были проанализированы студентами для того, чтобы выявить факторы формирования экстремистских установок и социокультурные детерминанты массового сознания.
Были выявлены общие тенденции и инструменты:
– Отказ от старых «жутких» ч/б изображений в пользу современных ярких «не страшных» изображений, что искажает восприятие незнающего посетителя и упрощает факты.
– Исключение описаний преступлений (опытов, условий жизни и т.д.), но возможно, это «забота» о психологическом состоянии посетителя.
– Минимизация оценочной и эмоциональной лексики и сокращение объёма текста превращает путеводитель по мемориальному месту в технический паспорт изделия.
– Отказ от статистики, свидетельств, воспоминаний, документов приводит к упрощению информации и ограничивает понимание серьёзности происходивших преступлений.
По завершении работы секции участники поняли, как с помощью слов и фотографий можно манипулировать сознанием: современные путеводители по Бухенвальду создают у туриста впечатление, что один из самых страшных лагерей смерти, созданный Третьим рейхом, был обычной тюрьмой, так как новом путеводителе существенно обеднена познавательная функция и сокращены лексические оценки периода национал-социализма.