Как Свердловская область становится важным логистическим хабом. Комментарий доцента кафедры логистики и коммерции УрГЭУ Глеба Савина (Коммерсант, 17.04.2024г.).
В 2023 году возросла роль Свердловской области как транспортно-логистического хаба на восточном направлении. Развивающаяся местная инфраструктура делает удобной для перевозчиков таможенную обработку грузов в Екатеринбурге вместо Москвы. Эксперты ожидают, что децентрализация внутрироссийской логистики продолжится. Вместе с тем участники рынка отмечают, что развитие отрасли серьезно тормозят дефицит кадров, старение автопарка и проблемы с импортозамещением запасных частей.
За 2023 год внешнеторговый оборот Свердловской области вырос на 4,7%. Доля экспорта составила 57,3%, импорта — 42,7%. Как уточнил начальник Уральского таможенного управления Алексей Фролов, в основном уральские товары поставлялись в Турцию (16,9% от общего объема экспорта), США (11,4%), Китай (10,9%), Казахстан (10,6%) и Узбекистан (10,6%), ввозилась продукция из Китая (38,9%), Казахстана (21,4%) и Беларуси (4,2%).
Доля экспортных грузов на Свердловской железной дороге в прошедшем году достигла 20% (+8,5% к 2022 году) и составила 28,6 млн т. Для ускоренной доставки было разработано 43 новых маршрута, в том числе 30 для контейнерных перевозок. Например, по специально разработанному графику осуществляется доставка металлургической продукции из Нижнего Тагила в порты Дальнего Востока и Черноморского бассейна. Также организованы перевозки кальцинированной соды со станции Заячья Горка в порт Новороссийск, далее в Индию и ОАЭ.
Как пояснил основатель и старший партнер компании Optimalog Георгий Властопуло, рост спроса на железнодорожные перевозки стимулировала контейнеризация рынка, которая произошла на фоне глобального разворота на Восток: «За 2022 и 2023 годы этот вид грузоперевозок показал рост 12% и 15% соответственно. Для автотранспортных компаний Китай и страны Центральной Азии также стали альтернативой сжимающемуся рынку Европы».
Руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО Георгий Шпрейер подтвердил, что доля китайского направления в 2023 году составила 52%, Турции и Монголии — по 12%. «Однако из-за снижения стоимости рейсов на популярных международных направлениях и сложностей с проведением оплаты, часть перевозчиков переориентировалась на внутрироссийские направления, где, по их словам, наблюдался рост стоимости рейсов»,— добавил он.
Аналогичную тенденцию отмечает доцент кафедры логистики и коммерции УрГЭУ Глеб Савин: «Это обусловлено ростом загрузки промышленных предприятий. Но если учитывать статистику первого квартала 2024 года, то наблюдается тенденция к снижению общего объема перевозок. Причиной стали вторичные санкции, которые затрудняют оплату через зарубежные банки».
Руководитель филиала Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) по УрФО Георгий Шпрейер подтвердил, что доля китайского направления в 2023 году составила 52%, Турции и Монголии — по 12%. «Однако из-за снижения стоимости рейсов на популярных международных направлениях и сложностей с проведением оплаты, часть перевозчиков переориентировалась на внутрироссийские направления, где, по их словам, наблюдался рост стоимости рейсов»,— добавил он.
Аналогичную тенденцию отмечает доцент кафедры логистики и коммерции УрГЭУ Глеб Савин: «Это обусловлено ростом загрузки промышленных предприятий. Но если учитывать статистику первого квартала 2024 года, то наблюдается тенденция к снижению общего объема перевозок. Причиной стали вторичные санкции, которые затрудняют оплату через зарубежные банки».
Подробнее