Расплачиваться с помощью смартфона в транспорте и магазинах уже норма. У многих россиян бесконтактные сервисы, ставшие актуальными в пандемию, вовсе отбили желание ходить в супермаркет. Как итог, рынок доставки продуктов и готовой еды в России, по данным Tinkoff Data, увеличился в 2020 году вчетверо, превысив три миллиарда рублей. Он растет и в регионах, скажем, в Екатеринбурге с начала 2021 года заработали два новых онлайн-ретейлера.
Так устроен их бизнес? Игроки создают в районах центры формирования заказов - дарксторы, чтобы доставлять продукцию в любую точку за 15-30 минут. В ассортименте есть товары повседневного спроса, которые можно купить в соседнем магазине по сопоставимым ценам, и собственной торговой марки. Нынешней весной более 30 дарксторов московского "Самоката" открылись в Екатеринбурге и Тюмени, их курьеры ежедневно выполняют не менее 10 тысяч заказов.
- Екатеринбуржцы чаще всего заказывают хлеб, бананы, творожные сырки и воду, готовую еду от местных производителей. Тюменцы, напротив, предпочитают доставку овощей и фруктов, воду и молоко берут реже, - рассказали "РГ" в пресс-службе сервиса.
Дарксторы, как правило, обслуживают территорию в радиусе 1,5-3 километров. Они похожи на магазин без покупателей и касс, где трудятся товароведы и сборщики заказов. Такая модель начала развиваться в стране во время пандемии, но пока доступна лишь жителям городов-миллионников, и то не всех. По словам екатеринбуржцев, в некоторые отдаленные районы курьеры еще не ездят.
- Такие сервисы целесообразно внедрять крупным сетям. Их потребители обычно пользуются одной доставкой, выбирая сеть, куда им больше нравится ходить и где вживую изучили ассортимент. Конкурировать на этом рынке смогут компании, которые проводят много акций, держат более низкие цены, предлагают качественную продукцию с быстрой доставкой, - говорит Светлана Царегородцева, доцент кафедры логистики и коммерции УрГЭУ (Российская газета, 17.06.2021г.).