Рынок России в сложившейся геополитической ситуации кардинально изменяется и пополняется новыми товарами. Потребителю сложно самостоятельно лавировать в этом бурном море предложений. На помощь приходят товароведы, в чьих силах сегодня грамотно отобрать товар, сформировать оптимальный ассортимент магазина и организовать условия хранения. А ещё – защитить потребителя от подделок и низкопробной продукции.
О том, почему товароведение, как дисциплина появилась в программе высших учебных заведений, и как сегодня обучают «молодую гвардию» защиты потребителей, рассказала доцент кафедры управления качеством и экспертизы товаров и услуг УрГЭУ, кандидат сельскохозяйственных наук Людмила Донскова.
– Людмила Александровна, мы привыкли, что товароведение обычно изучают в техникумах. Почему сегодня эту дисциплину преподают в вузах?
– Дело в том, что с расширением торговых отношений между Россией и самыми отдаленными точками мира, в государственные и частные структуры требуются не просто товароведы, а специалисты с широким спектром компетенций: товароведы – менеджеры, товароведы – эксперты, знающие российские и зарубежные товары, и главное, умеющие управлять ими на всех этапах их продвижения.
Наша кафедра уже 55 лет единственная на Урале занимается подготовкой специалистов высшего уровня образования в области товароведения и экспертизы товаров. Эта специальность – одна из основных дисциплин, которые преподают студентам Института менеджмента, предпринимательства и инжиниринга УрГЭУ, получающим знания и образование по различным профилям подготовки, будь то «Товароведение» или «Торговое дело», «Технология продукции общественного питания», «Управление качеством» или «Пищевая инженерия» – для всех, чья деятельность связана с продовольственными и непродовольственными товарами.
– Какими знаниями и умениями должен обладать современный товаровед?
– Ключевая задача нашей образовательной программы – дать знания в полном объеме и обучить практическим навыкам проведения экспертизы, чтобы выпускники могли защитить права потребителей.
Выпускник должен знать, что такое потребительские свойства тех или иных продуктов. Он должен знать, что такое пищевая ценность продуктов и из чего она складывается, какова технология производства. Важно, чтобы он понимал, как формируется ассортимент, и как систематизируются товары. Чтобы представлял, что такое кодирование и что означают разнообразные информационные знаки на их маркировке.