С 1 апреля 2024 г. расширился перечень товаров легкой промышленности, подлежащих обязательной маркировке: производителям придется наносить Дата Матрикс коды почти на всю одежду. Основной удар придется по малым предприятиям, поскольку отрасль на 80% состоит из них (Деловой Квартал, 3.04.2024г.).
За производство и продажу одежды без маркировки предусмотрены штрафы: от 5 тыс. до 10 тыс. для должностных лиц, от 50 тыс. до 100 тыс. руб. — для организаций. Товар при этом будет конфискован, рассказали в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) — операторе государственной системы маркировки «Честный знак». Именно он отвечает за соблюдение нового закона.
На первый взгляд, расходы на маркировку не слишком высоки — 60 коп. за код для каждой единицы продукции. Оборудование для нанесения маркировки стоит от 21 тыс. руб. Но если учитывать расходы на зарплату, аренду и т.п., то для малых предприятий и эти затраты ощутимы.
Введение маркировки для одежды началось еще в 2021 г., тогда обязательное нанесение кодов касалось восьми видов текстильной продукции. Сейчас их стало 120. По сути, российские производители должны наносить Дата Матрикс код почти на все изделия — от галстуков до верхней одежды. По задумке законодателя, это должно сократить наличие контрафактных товаров на рынке.
«DataMatrix штрихкод содержит информацию о производителе, его товарном знаке и подробно описывает наименование, сырьевой состав изделия цвет, размер — те характеристики, которые влияют на качество. Но штрихкод — не замена этикетки, а дополнительная информация, которая делает рынок прозрачнее, помогает бороться с фальсификатом, — рассказала DK.RU Елена Рагозинникова, старший преподаватель кафедры управления качеством и экспертизы товаров и услуг УрГЭУ. — Через приложение «Честный знак» покупатель может отсканировать код и проверить, безопасен ли товар для носки, убедиться в его подлинности, отследить путь от производителя до магазина».