Завершилась III Международная научно-практическая конференция «Цифровая экономика и онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия», организованная УрГЭУ. В ходе работы двенадцати секций доклады представили свыше 100 участников.
Нейросети будут писать за студентов курсовые работы, вмешательство государства в электронную торговлю сведётся к минимуму, цифровой рубль поможет справиться с коррупцией, а отечественное программное обеспечение полностью заменит иностранные аналоги — это не фантазии, а цели, которые можно достичь с тотальным внедрением цифровизации.
Темп обсуждению задала доцент кафедры государственного и муниципального управления УрГЭУ Майя Львова. Она рассказала, что использование студентами нейросетей, ещё год назад вызывавшее резонанс в обществе, в ряде технических вузов России теперь считается нормой. И, оценивая работу, преподаватели сейчас учитывают еще и качество параметров, заданных студентом боту, оценивают, насколько глубоко студент «погрузил» бота в предмет и насколько внимательно затем прочитал материал нейросети и исправил недочеты, допущенные компьютерной программой.
«Одна из целей развития, сформированных на уровне правительства страны, предусматривает достижение к 2030 году цифровой трансформации. Это коснётся не только сферы образования, но станет повсеместным явлением, — поясняет Майя Львова. — Электронный документооборот, который уже сейчас внедрён в большинстве вузов — это только первый этап. Лишь когда все предоставляемые вузом услуги можно будет получить в электронном виде, когда все управленческие решения будут приниматься онлайн, а любой студент в любой момент будет иметь доступ к единой информационной среде, только тогда можно будет говорить, что мы достигли точки цифровой трансформации».
На пути к этой цели пока что существует серьезное препятствие — недостаток финансирования. В 2022 году расходная часть бюджета России, направленная на развитие высшего образования, достигла 408,7 млрд рублей. Траты сравнимы с некоторыми странами Европы, такими, как Италия, но до мировых лидеров, таких, как Китай, чьи расходы на образование при переводе в рубли составляют чуть менее триллиона рублей, еще далеко.
Однако только увеличением финансирования проблему не решить, считает эксперт Казахского национального университета имени аль-Фараби Ляззат Спанкулова. Она проанализировала данные из 95 регионов России и Казахстана и пришла к выводу, что какой-то единой схемы, которая обеспечила бы максимальный экономический эффект от потраченных денег нет. Следовательно, необходимо принимать отдельные управленческие решения на уровне каждого региона.
Об эффективности расходов бюджетных средств, в свою очередь, высказался профессор кафедры государственного и муниципального управления УрГЭУ Виктор Пищулов. В ходе своего доклада отметил, что внедрение в России контролируемого государством «цифрового рубля» поможет снизить уровень коррупции, а значит, укрепить и оздоровить экономику, поскольку программный код, используемый в алгоритмах цифровых валют, позволяет отследить и пресечь нецелевое использование средств.
Вопросы онлайн-образования и цифровизации экономики в Уральском государственном экономическом университете обсуждались как очно, так и посредством онлайн-связи: к участию подключились эксперты из вузов Ташкента, Новосибирска, Сочи, Алматы, Йошкар-Олы и других городов России и стран СНГ. Три секции работали на базе Ташкентского государственного экономического университета. В Узбекистане рассматривались аспекты цифровой трансформации в Республике.
В Сочинском государственном университете обсуждали в основном аспекты цифровых технологий, применимых во внешней торговле. Специалисты Нижнетагильского торгово-экономического колледжа и Североуральского политехникума рассмотрели вопросы внедрения цифровизации в учреждениях профессионального образования.
Общее настроение участников конференции выразил заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования УрГЭУ Александр Курдюмов, который отметил, что повсеместное перенесение рабочих процессов в цифровое пространство свидетельствует об ускоренном переходе страны к постиндустриальному типу общества. В предыдущие годы факт этого перехода подвергался сомнению, критики указывали на неоднородность общественного развития в различных регионах. Однако правительство страны предпринимает меры, чтобы решить эту проблему. За последние годы цифровизация достигла даже небольших населённых пунктов, в которых доступен Интернет. И сейчас активно развивается обмен информацией и онлайн-торговля.
Конференцию организовал Институт непрерывного и дистанционного образования УрГЭУ совместно с кафедрами Института экономики и финансов УрГЭУ и Института государственного, муниципального управления и права УрГЭУ. Избранные материалы III Международной конференции «Цифровая экономика и онлайн-образование: ключевые тренды и препятствия» будут опубликованы в сборнике научных трудов конференции и размещены в Российском индексе научного цитирования. В 2022 году сборник включал работы 27 авторов и насчитывал 135 страниц.