16 марта в рамках Всемирного дня защиты прав потребителей в УрГЭУ прошла открытая лекция для преподавателей и студентов, посвященная особенностям покупки товаров и услуг на маркетплейсах — торговых площадках, где потребитель может купить товары у различных продавцов. В связи с пандемией Россия вошла в топ-5 стран по отказу от наличных средств, следовательно, в разы увеличился спрос на онлайн-заказы.
С приветственным словом выступила доцент кафедры управления качеством и экспертизы товаров и услуг УрГЭУ, канд. экон. наук Наталья Фролова. Она отметила, что встречи с экспертами Роспотребнадзора в рамках мероприятий Всемирного дня защиты прав потребителей стали доброй традицией в УрГЭУ.
В этом году, что особенно значимо для вуза, встречу проводил выпускник УрГЭУ, специалист отдела защиты прав потребителей на рынке услуг и непродовольственных товаров Центрального Екатеринбургского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Иван Рычков.
Эксперт сделал акцент на том, что в 2021 году в 2,5 раза выросла онлайн-торговля. Интернет-магазины осуществили 237 млн заказов на общую сумму 329 млн рублей. Иван Рычков отметил, что только за декабрь сумма вышла в полтора раза больше, чем за весь 2019 год. Однако вместе с этим выросло число случаев мошенничества.
Специалист подчеркнул, на что необходимо обращать особое внимание при совершении покупок через маркетплейсы. Так, обязательно должна быть размещена достоверная информация о продаже товара: фирменное наименование, местонахождение, режим работы, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, фамилия, имя и отчество, государственный регистрационный номер записи о регистрации в качестве предпринимателя, а также информация об изменениях вышеуказанных сведений.
«Всё зависит от того, какую информацию представляют на сайте. Стоит усомниться в порядочности и честности продавцов, если нет достаточной информации о том, кому вы будете перечислять денежные средства», — подчеркнул Иван Рычков.
Если маркетплейс предоставил достоверную информацию о продавце и товаре, то ответственность за качество несет именно продавец. Если данных недостаточно, то решением проблем с заказами должен заниматься маркетплейс.
В своем выступлении эксперт также упомянул, что продавец будет нести ответственность перед потребителем, даже если товар повредили в процессе перевозки или же если срок доставки нарушен по вине транспортной компании.
В ходе встречи эксперту было задано большое количество вопросов, настолько актуальной оказалась выбранная тема.
Кроме того, было оговорено дальнейшее сотрудничество Роспотребнадзора с университетом. А студенты группы ТиЭ-18 уже в этом году смогут пройти преддипломную практику в данной организации.