Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Февраль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28      
Март 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Посмотреть другие выпуски корпоративных СМИ

Сергей Рогожин: «Кафедра шахмат в УрГЭУ создана для решения перспективных задач»

В 2019 году Уральский государственный экономический университет начнет набор первых абитуриентов на новый профиль, связанный с шахматами (точное название профиля пока находится в стадии проработки). Обучение будет проходить на кафедре шахматного искусства и компьютерной математики. О том, как идет процесс создания кафедры, какие компетенции получат студенты, где их применять в дальнейшем, рассказывает проректор по учебно-методической работе и качеству образования УрГЭУ Сергей Рогожин.

– Сергей Алексеевич, какие предметы будут изучать студенты-«шахматисты»?

– Мы – университет, поэтому подходим к этому вопросу концептуально. Уже вышел приказ о создании в 2019 году кафедры шахматного искусства и компьютерной математики. Кафедра станет выпускающей, а именно произведет первый набор студентов в 2019 году на направление подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».

Сейчас специалисты кафедры шахматного искусства разрабатывают учебный план и программы дисциплин. Надо понимать, что у нас будут не только шахматы, но и «меташахматы» – все, что вокруг них. Поэтому в учебном плане появятся дисциплины, связанные с шахматами в широком смысле: стратегии, теория игр, теория вероятностей, теория чисел, компьютерные переборы ситуаций – тут большой арсенал методик. Конечно, далеко не все дисциплины будут содержать в своем названии слово «шахматы», но многие будут соотноситься с тем, с чем приходится сталкиваться в шахматах в теории и на практике. Освоение этих дисциплин будет способствовать приобретению компетенций, которые помогают постичь шахматы.

– Получается, что в чистом виде направления подготовки шахматистов в вузе не будет?

– В России такого направления подготовки пока нет. В УрГЭУ шахматы будут вкрапляться в существующее направление подготовки «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» – вот наш выбор. Профиль подготовки будет базироваться на трех составляющих: шахматы, математика и информационные технологии.

До конца этого года специалисты кафедры подготовятся к набору бакалавров по новому профилю. Это не означает, что мы отодвигаем подготовку на 2019 год. Параллельно с этим процессом кафедра планирует создавать дополнительные образовательные программы – программы профессиональной переподготовки. Это будут не четырехлетние программы, как у бакалавров, а в объеме не менее 250 часов. Акцент пока будет сделан на них, так как здесь достигается быстрый результат – подготовленные тренеры и преподаватели шахмат.

Заместитель заведующего кафедрой шахматного искусства и компьютерной математики Юрий Мельников познакомился с опытом Новосибирского государственного технического университета, где первые 36 слушателей уже прошли подготовку по программе профессиональной переподготовки объемом 305 часов. Такая программа рассчитана на людей с высшим и средним профессиональным образованием. По итогам ее освоения выдается диплом о профессиональной переподготовке, который дает выпускнику право преподавать шахматы.

– Министр просвещения РФ Ольга Васильева неоднократно говорила о необходимости подготовки педагогических кадров, которые будут преподавать в том числе шахматы…

– Это возможный, но длинный путь. Для встраивания преподавания шахмат в подготовку бакалавров дополнительно потребовалось бы проходить процедуры лицензирования, государственной аккредитации, да и сам период обучения занял бы четыре года. Руководство университета решило идти по пути, который выбрали Новосибирский государственный технический университет, Самарский государственный технический университет, Московский институт стали и сплавов, – создать программу профессиональной переподготовки уже в этом году и провести ее.

Кроме того, речь идет о том, чтобы не просто готовить тренеров или педагогов, а заниматься методической, просветительской и пропагандистской работой в области шахмат. Я имею в виду приобщение к шахматам школьников, начиная с младших классов, создание условий для того, чтобы ребятишки могли развиваться у нас, тренировать мыслительный аппарат, учиться мыслить стратегически. В этом вопросе мы очень надеемся на поддержку со стороны Федерации шахмат Свердловской области, Анатолия Карпова, который согласился возглавить кафедру шахматного искусства и компьютерной математики.

– Почему было решено преобразовать кафедру прикладной математики?

– Не секрет, что многие математики – хорошие шахматисты. Это происходит по банальной причине: шахматы и математика в плане тренировки мозгов близки друг другу. Лучший интеллектуальный тренинг достигается путем игры в шахматы и решения математических задач. С методической точки зрения здесь есть некая общность, поэтому кафедру шахматного искусства разумней и логичней создавать не на пустом месте, а «прислонить» к коллективу, который имеет отношение к шахматам и предрасположен по своему профессиональному образованию к занятиям шахматами. Преобразование имеющегося гораздо проще с организационной точки зрения, и эффект появится быстрее.

– Преподавать будут университетские педагоги или со стороны?

– В реализации программ дополнительного образования будут участвовать наши преподаватели, которые глубоко шахмат не понимают, но знают основы теории игр, компьютеры, влияние информационных технологий. Кроме того, будут привлекаться методисты, тренеры для преподавания. Сочетание таких профессионалов – естественный подход.

В Екатеринбурге есть Институт математики и механики УрО РАН, где много математиков–знатоков шахмат. В своей деятельности они глубоко совмещают и математику, и шахматы. Про численное соотношение ученых-математиков и шахматистов-практиков пока сказать не могу – для этого мы изучаем опыт других вузов.

– Сколько человек ежегодно планируется выпускать?

– Говорить об этом пока преждевременно. Нужно встроиться в систему, изучить ситуацию, в какой стадии готовности школы и какие потребности в педагогах шахмат у них существуют – в десятках или сотнях. Сегодня некоторые школы ждут, когда у них появится один-два педагога по шахматам, другие еще только размышляют на эту тему.

Немаловажно и то, насколько широко мы сможем «расставить сети» при поддержке областной Федерации шахмат и ООО ТД «Сима-ленд». Ресурсы последней будут задействованы с целью дать возможность школьникам из глубинки и сельских школ знакомиться с тем, что происходит в университете, в онлайн-режиме. Это может быть учебное действо или шахматный турнир, при этом не просто транслировать шахматные партии, а сопровождать их экспертными комментариями теоретиков и практиков шахмат.

Компания «Сима-ленд» уже активно включилась в процесс создания в нашем университете необходимой материальной базы.

– Как изменится учебный процесс для тех студентов-айтишников, которые уже получают образование в этом направлении подготовки?

– Нам, возможно, придется корректировать программы студентов старших курсов и добавлять дисциплины, связанные с шахматами. Забегать вперед рано – не хочется из этого делать какую-то кампанию. Необходимо вопрос основательно изучить и сделать это не ради каких-то показателей, а ради пользы дела. Важнее ставить и решать перспективные задачи.

В 2019 году УрГЭУ начнет набор первых абитуриентов на новый профиль, связанный с шахматами. О том, как идет процесс создания кафедры, какие компетенции получат студенты, где их применять в дальнейшем, рассказывает проректор по учебно-методической работе и качеству образования УрГЭУ Сергей Рогожин.

Пресс-служба УрГЭУ

Просмотров: 719
Поделиться: