Несмотря на неоднозначную экономическую ситуацию, внешнеторговый оборот Свердловской области за год вырос. Вопреки декларированию принципов импортозамещения, объем импорта в структуре внешнеторгового оборота вырос на 23%, а экспорта, напротив, сократился. Эксперты объясняют это санкциями и переориентацией российских компаний на другие рынки. Восточный вектор развития внешнеторговых связей отразился и на международных отношениях Свердловской области. Так, на фоне отбытия дипмиссий недружественных стран в Екатеринбурге открылось генконсульство Казахстана, а в 2024 году планируется еще и Белоруссии (Коммерсантъ, 22.12.2023г.).
Уральские компании-экспортеры следуют ключевым тенденциям и пытаются закрепиться на рынках Азии и стран СНГ, а также расширить присутствие на менее освоенных пока рынках стран Латинской Америки и Африки. «Во многих странах Евросоюза не сильно рады получить предложения от российских компаний, даже если у них есть потребность в нашей продукции. Поэтому нам нет смысла тратить время и энергию, чтобы предложить им свои товары и услуги, лучше мы переключим внимание на дружественные страны, где есть интерес к нашей продукции»,— сообщил директор по развитию и продажам компании «УралАктив» Евгений Максимов. Недавно компания заключила договор с ОАЭ на поставку гальванической линии. Общая стоимость контракта оценивается почти в 12 млн руб. Среди потенциальных клиентов «УралАктив» — Индонезия, Африка, Перу, Бразилия.
По словам Евгения Максимова, уральские компании-экспортеры сталкиваются с разными трудностями при работе с иностранными партнерами. Основными препятствиями являются логистика и перевод денежных средств, которые серьезно тормозятся из-за санкций. «Из-за усиливающихся геополитических рисков перед предприятиями стоит несколько задач. Одна из них — перестройка как физической, так и финансовой логистики. Еще одной немаловажной задачей является решение кадровой проблемы. С помощью госпрограмм стимулирования рождаемости ее в текущий момент не решить — результат будет отсрочен по времени, а привлечение мигрантов не всегда является наилучшим путем для бизнеса. Компаниям нужно перестраивать и оптимизировать свои рабочие процессы, чтобы удовлетворять внешний спрос, приспосабливаться к меняющимся условиям и требованиям»,— сообщила завкафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ Оксана Фальченко.