С 1 июля 2021 года в России вступят в силу поправки в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», согласно которым работающие в России экскурсоводы должны иметь гражданство РФ, раз в пять лет проходить обязательную аттестацию и ограничивать свою деятельность регионом проживания или тем местом, где они аттестованы (АиФ Урал, 16.06.2021 г.).
Заведующая кафедрой туристического бизнеса и гостеприимства УрГЭУ Ольга Ергунова прокомментировала, как нововведения могут отразиться на туристическом рынке Свердловской области.
Сколько гидов на Урале?
К сожалению, ни на Урале, ни в России сегодня не существует общедоступного реестра экскурсоводов и гидов-переводчиков. Данные, которые можно увидеть на сайтах профессиональных ассоциаций и союзов, не отражают фактическое количество гидов, оказывающих услуги в данной сфере. К примеру, в информационную базу данных Уральского Союза Экскурсоводов и Гидов-переводчиков входит лишь 71 гид, при этом 40% из них уже прошли добровольную аттестацию при Администрации муниципальных образований и только 25% гидов оказывают услуги на иностранных языках.
Готовы ли они лицензироваться?
Приведенные выше данные демонстрируют разделение действующих экскурсоводов на два лагеря. Одни считают, что закон закрепляет уже существующий порядок регулирования деятельности в данной сфере и поддерживает саму профессию и при этом обеспечивает исключительно на защиту российского гида от нерезидентов. Другие считают, что «невидимая рука» рынка способствует саморегуляции рынка.
Какие им от этого будут плюсы/минусы?
С одной стороны, закон может наделить музейные организации дополнительными правами и защитить от нелегальных экскурсий. Как представитель ВУЗа я ратую за легализацию профессиональной среды, где аттестат привычно воспринимается как доказательство необходимого образования, компетенции, что исключает проникновение на рынок недобросовестных работников. В условиях необходимости повышения качества услуг, становится востребованной система подготовки и аттестации кадров для добросовестного обслуживания традиционного массового клиента.