Директор института финансов и права УрГЭУ Максим Марамыгин выразил мнение о сделке по приобретению магазинов "Дикси" и "Мегамарт"одной из крупнейших федеральных торговых сетей.
Одна из крупнейших российских торговых сетей - "Магнит" - объявила о покупке магазинов "Дикси" и "Мегамарт". Сделку уже одобрила ФАС России, фактически она состоится в конце августа. Как повлияет это решение на уральский торговый ландшафт?
Сообщается, что общая площадь приобретаемых активов составляет 854 тысячи квадратных метров, из которых около 778 тысяч квадратов приходится на формат "магазин у дома" и 76 тысяч - на формат "суперстор". (Последним называют объединенное одной идеей атмосферное торговое пространство, дополненное различными "сопутствующими услугами", в том числе цифровыми.) 90 процентов торговой площади формата "магазин у дома" находятся в аренде, а 74 процента "суперстор" - в собственности.
Директор института финансов и права УрГЭУ Максим Марамыгин называет происходящее очередным этапом монополизации рынка ретейла. Как и всякая другая монополизация, она ведет к снижению конкуренции и росту цен, уверен он.
- Фермерам и другим небольшим производителям станет намного труднее попасть на прилавки торговых сетей. Ведь обеспечить принятый монополистом жесткий стандарт может только очень крупный поставщик - и далеко не всегда он находится внутри страны. Интереснее становится работать, например, с поставщиками бразильской буйволятины, а не российской говядины. Это позволяет закупать мясо в больших объемах - например, регулярными партиями по 10 тысяч тонн, - рассуждает эксперт.
По словам Марамыгина, себестоимость буйволятины действительно весьма низкая. Ведь в строительстве коровников и заготовке кормов нет никакой необходимости - теплый климат позволяет бразильцам держать скот на свободном выпасе. Однако закупки больших партий буйволятины по низкой цене не означают, что в магазинах ею будут торговать дешевле. А вот для российских скотоводов подобная политика может стать серьезным ударом. И не только для них.
- К сожалению, в России пока нет закона, который обязывает торговлю брать продукцию местных производителей. Местных товаров мало, своих хранилищ практически нет, региональных торговых сетей тоже почти не осталось... При этом понятие "продовольственная безопасность" никто не отменял. Соответствующее решение должно быть принято на федеральном уровне, как в других странах, где торговые сети в регионах в обязательном порядке должны сохранять квоту на местные товары. В Европе это правило работает, и России тоже надо блюсти свои интересы. Даже если это "свое" будет обходиться дороже, - подчеркивает Максим Марамыгин («Редакция «Российской газеты», 21.07.2021г.).